Из всех композиционных приемов контражур — один из наиболее подходящих для создания драматичного эффекта благодаря вырисовывающимся темным формам на светлом фоне.
Контражур — живопись против света. |
Свет является важным элементом для передачи настроения картины. Сильный контраст между светом и тенью помогает создать драматичное ощущение. Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) использовал основанный на усиленном контрасте света и тени прием кьяроскуро. Для этого он направлял яркие пучки света в таинственные тени, чтобы показать свой предмет в театральной манере.
Рембрант «Даная»1636, Эрмитаж.
Источник света у Рембрандта обычно расположен напротив зрителя для большей драматизации форм, превращенных лишь в силуэты на фоне яркого заднего плана. Этот прием известен как контражур (contre jour) — живопись против света.
Композиционные возможности
Прием контражур открывает ряд интересных композиционных возможностей. Так как объект картины расположен напротив источника освещения, чувство пространства усиливается. В то же время освещенные участки создают фокусные точки. Если это — окно или дверной проем, то получится картина в картине, что придает изображению глубину.
В картинах с применением контражура источник света, как правило, расположен вверху, поэтому большая часть переднего плана темнее, чем обычно, из-за чего остается мало возможности для изображения деталей. Тем не менее гармоничное сочетание теней и форм будет вести взгляд наблюдателя по картине, и более того, — создавать эффект присутствия.
Работа с темными тонами на больших участках будет полезным упражнением для начинающего художника. Темные краски необходимо накладывать тонкими слоями, чтобы не получился слишком плотный сгусток.
Использование различных техник также, как и использование различных цветов, важно для изменения фактуры поверхности затененного пространства и размещения объектов на нем. Подробности большинства объектов на темных силуэтах едва заметны, поэтому их трудно создать изобразительным путем. Недостаток деталей не позволяет зрителю включить немедленный процесс узнавания, что придает картине оттенок таинственности.
Навязчивая композиция
Влияние французских художников- импрессионистов в конце XIX в. привело к развитию жанровой живописи в Британии. Жанровая живопись изображает жизнь обычных людей, их отдых, работу и часто довольно скромные жизненные условия. Художники ньюлинской школы в Корнуолле, возглавляемой Стенопом Форбсом (1857-1947), а также Филипом Уилсоном Стиром (1860—1942) в Суффолке и Уолтером Сикертом (1860—1942) в Лондоне, были основоположниками жанра у себя в стране, и все трое использовали прием контражур для добавления драматизма изображаемым сценам.
Филипп Стир Уилсон. Молодая женщина на пляже, 1886. Музей Орсе, Париж, Франция
Чувство уединенности
Как большой поклонник французского художника Эдгара Дега (1834-1917), Сикерт в основном писал картины, изображающие жизнь в бедных кварталах Лондона. Он часто использовал прием против света, ч тобы создать атмосферу уединенности и сопричастности. Преобладание минорных тонов и что-то вроде «смягчения» в стиле импрессионизма вдохновляет зрителя на изучение и разглядывание визуального образа. Как и в работах Дега, здесь фигуры редко расположены лицом к художнику (или зрителю), он только беспристрастный фотограф и невидимый наблюдатель.
Прием против света используется главным образом для портретов и изображения фигур, но нет необходимости ограничивать его интерьером. Пейзажи или здания с удлиненными тенями на переднем плане, написанные против низкого солнца, могут быть очень драматичны.
Экспериментируйте
Когда вы пишете против света, важно подобрать цвет так, чтобы на первый взгляд силуэты могли бы показаться «черными». Однако старайтесь все же не использовать черную краску. Расположите источник света в прямоугольнике холста повыше, чтобы создать условия для возникновения темных силуэтов на переднем плане. Очертания объектов, наблюдаемых против сильного света, чаще всего размыты, а формы плоские.