ART статьи: экспрессионизм

Немецкий Экспрессионизм

Яркими цветами и экспрессивной манерой письма немецкие экспрессионисты пытались выразить в первую очередь собственные эмоции.

Отто Дикс — великий немецкий экспрессионист, был известен своим собственным, уникальным и гротескным стилем. Хотя нацистский режим Гитлера уничтожил многие его работы, большинство его картин можно все же увидеть в музеях Германии.   «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне«.

Некоторых людей смущает са­мо название «экспрессио­низм». Но какой же мастер не выражает в своей работе личные чувства? Но мы привыкли к тому, что многим художникам гораздо интереснее точно описывать окружающий мир, нежели выражать в картине свои чувства. В XIX в. импрессионисты сосредо­точились на изучении и передаче све­товоздушной среды, практически не обращая внимания на изображение эмоций. Однако в конце века худож­ники Винсент Ван Гог (1853—1890) и Эдвард Мунк (1863—1944) сконцентрировались в своих работах на внут­реннем мироощущении. Именно это и явилось началом стиля, который разработали экспрессионисты в начале XX в. Для них главным предметом изображе­ния стала сама жизнь. Они постави­ли целью выставлять напоказ перед зрителями собственные эмоции и собственный внутренний мир. И скоро они обнаружили, что одним из наиболее выгодных способов пере­дачи эмоций в живописи является цвет.

Существовали две основные группы экспрессионистов, обе из которых воз­никли в Германии. Одна называлась «Мост», а другая — «Синий всадник». «Мост» возник первым, еще в 1905 г., в Дрездене и является наиболее точным выражением философии экспрессио­низма. Участники «Моста» зашли го­раздо дальше, чем члены «Синего всадника». Даже их название выража­ло попытку объединить эмоции ху­дожника и холст, законченную работу и зрителя.

Творческое объединение «Мост»

Участники группы «Мост», включая основателей Эрнста Людвига Кирх- нера (1880-1938) и Карла Шмидта-Роттлуффа (1884-1976), были моло­дыми людьми, выходцами из средне­го класса, которых не устраивала душная атмосфера германской жиз­ни. Они хотели жить в страстном и творческом мире-сообществе, а по­тому основали собственное объеди­нение, сперва в Дрездене, а потом и в Берлине. Между 1909 и 1911 гг. они много раз уезжали летом из города, чтобы уединиться на природе. Вместе с моделями они весело проводили время в лесах у моритцбургских озер. Именно в те годы сформировался уникальный стиль группы. Это бы­ло похоже на озарение — они разво­дили масляную краску и легко на­носили ее на холст широкими, сме­лыми мазками. Быстро, несколькими мазками или цветовыми плоскостями, они набра­сывали основные очертания, игно­рируя перспективу и искажая форму ради передачи чувств и немедленно­го воздействия на зрителя. Многие их картины были построены на цве­товых блоках, практически без пере­ходных тонов, словно художники бо­ялись, что вдохновение уйдет преж­де, чем они закончат работу, и будет потеряно навсегда.

Наиболее яркие полотна были у Кирхнера. Они словно передавали его страстное желание выразить в красках свое настроение, богатство и радость жизни, любовь и ненависть, все сра­зу — как он говорил сам. В его работах самые неожиданные элементы «сра­жаются» за внимание зрителя: челове­ческие тела и мостовые конструкции ослепляют так же одинаково, как оде­жда и причудливые зонтики. Часто он сначала изображал лица людей напо­добие «боевой раскраски» синими или зелеными цветами, а затем на этом фоне писал красные или оран­жевые губы.

Резкие контрасты Кирхнера. Автопортрет с моделью. 1910 год.

В картине «Автопортрет с моделью»  контрастная палитра Кирхне­ра говорит о его страстности: на фоне изображенной в красных и зеленых тонах мастерской резко выделяется сам художник в оранжево-фиолетовым халате. Использование ярко­розового, красного и оранжевого сим­волизирует агрессивное и тревожное «пограничное» настроение. Этот эффект подчеркивается дополнительными конт­растными парами цветов.

Все это делалось с целью превра­щения людей и вещей в некие «пси­хографические знаки» — т. е. образы, которые вели прямиком во внутрен­ний мир персонажа. Эти послания не были совсем ясными — мы не мо­жем точно сказать, что именно чув­ствовал Кирхнер, когда писал свои работы. Но мы знаем, насколько ревностно он к ним относился.

Как и кубисты, экспрессионисты были увлечены первобытным искус­ством. Участники объединения «Мост» проводили много часов в Дрезденском музее этнографии. Они считали, что работа, основанная на примитивной культуре, быстро всту­пает в контакт с наиболее чистой, не­испорченной подсознательно-образной частью человека. Они восторга­лись резными изделиями с острова Палау, который в то время был ча­стью германской колонии, западно­африканскими скульптурами и ин­дейскими наскальными росписями.

Гравюры на дереве, сделанные са­мым молодым участником группы Шмидтом-Роттлуффом, отображали простые и понятные чувства. Многие его живописные портреты созданы в виде плотных участков цвета, которые преувеличивают и упрощают черты лица, превращая их в яркие пятна.

Акварели Нольде

Художник Эмиль Нольде (1867— 1956) недолго входил в группу «Мост»; он был по натуре одиночка и предпочитал работать, живя рядом с морем. Его акварельные пейзажи следуют общему стилю направления, в котором используются преимуще­ственно яркие цвета. Они помогают передать ощущение благоговения человека, сталкивающегося с вели­чием и жестокостью стихии. К при­меру, романтики изображали бушу­ющие шторма, пытаясь таким обра­зом затронуть так называемые воз­вышенные чувства.

Нольде продолжал связанные с цветом исследования более аккурат­но: он увлажнял впитывающую японскую бумагу, а потом наклады­вал цвета, давая им свободно расте­каться и смешаться «по сырому». Он делал цвета более гнетущими, добав­ляя темные тона во влажный слой, и разбавлял водой, если хотел изобра­зить светлые участки. Когда рисунок подсыхал, он прорабатывал края участков цвета темной краской или пером с тушью. В том же стиле ху­дожник изображал благоухающие цветы или мрачные портреты.

Однажды Нольде сказал: «У каж­дого цвета есть душа. Для человека, который этого не чувствует, цвет — просто цвет, и ничего больше. И все эти знаки для человеческого духа, простирающиеся от врат рая до вхо­да в ад, остаются незамеченными».

Эмиль Нольде. Буйные дети.

В 1914 г. многие члены объедине­ния «Мост» приветствовали Первую мировую войну — им казалось, что для молодых это шанс оказать влия­ние на общество. Однако «окопная реальность» изменила их мнение. Кирхнер получил нервный срыв и де­мобилизовался из армии инвалидом.

Конец экспериментов

Когда в 1930 г. нацисты пришли к власти, они неистово принялись на­саждать традиционные взгляды на искусство. Модерн и экспрессио­низм не нашли своего места при но­вом режиме. Нольде, который пона­чалу принял нацизм с восторгом, был объявлен «вырожденцем», как и Кирхнер со Шмидтом-Роттлуффом. В 1937 г. картины экспрессио­нистов выставили вместе с картина­ми душевнобольных на так называ­емой выставке вырожденческого искусства. На этом их эксперимен­ты были завершены.

Добавить комментарий