Тщательно выстраивая свои композиции под письмо раздельными точечными мазками чистых цветов, Жорж Сёра и Поль Синьяк в 80-х гг. XIX в. создали новое направление в живописи — неоимпрессионизм.
Один из величайших французских живописцев Жорж Сёра (1859—1891) произвел настоящую революцию в живописи конца XIX в. Отвергая спонтанную манеру письма, свойственную импрессионистам, он начал применять более обдуманный подход к живописи.
Поиск новых путей.
В поисках особой манеры письма Сёра создал новый стиль, который часто называют неоимпрессионизмом, и изобрел пуантилизм — технику письма небольшими точечными мазками чистых цветов, написав в этой технике яркие впечатляющие картины.
Жорж Сёра. Купание в Аньере. 1883-1884 год.
Сёра было 24 года, когда он выставил свое первое полотно «Купание в Аньере» (1883—1884), и 27 лет, когда на восьмом Салоне импрессионистов в мае 1886 г. было выставлено его полотно «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Эта работа сделала его главой нового авангарда. Художник умер от менингита в возрасте 31 года, а вся его творческая жизнь длилась лишь 10 лет.
Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» 1886 год.
Сёра родился в Париже и в 18 лет поступил в Школу изящных искусств, где постигал живопись и рисование, работая с натуры и изучая работы старых мастеров. В апреле 1879 г. Сёра посетил четвертый Салон импрессионистов, где увидел картины Клода Моне (1840—1926) и Камиля Писсарро (1830—1903), которые произвели на него «неожиданное и глубокое впечатление».
Поль Синьяк. «Папский дворец в Авиньоне» 1900 год.
Эта картина — классический пример мозаичного письма, характерного для поздних работ Синьяка. Посмотрите, как оптически смешиваются краски. Например, трава в нижнем правом углу написана желтыми, зелеными, бирюзовыми и синими пятнами, которые сливаются в глазу зрителя и образуют единый зеленый тон травы, если рассматривать картину с некоторого расстояния.
Несмотря на классическую школу, Сёра, возможно, под впечатлением импрессионистов свои первые картины написал на темы из жизни людей низшего сословия — рабочих и крестьян парижских предместий.
Главные работы
После картины «Купание в Аньере» он начинает работать над полотном из сельской жизни «Воскресная прогулка на острове Гранд- Жатт». На этой большой работе изображено более 50 персонажей, прогуливающихся вдоль острова, находящегося напротив Аньера. Подобно «Купанию в Аньере», «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» по тематике также напоминает картины импрессионистов. В пейзажно-жанровой композиции изображены простые люди на прогулке. Однако манера письма здесь уже совершенно другая. Вместо того чтобы только передавать в картинах свои впечатления, как это делали импрессионисты, Сёра тщательно работает над каждым мазком по четко выверенной на стадии наброска композиции. Первоначальный вариант он закончил в марте 1885 г., но затем переписал картину в технике пуантилизма. Сёра выставил «Воскресную прогулку на острове Гранд-Жатт» на восьмом Салоне импрессионистов. Кроме него, было еще несколько художников, чьи произведения можно отнести к неоимпрессионизму. Это Камиль Писсарро, его сын Люсьен (1863— 1944) и Поль Синьяк (1863—1935). Их работы висели в том же зале, что и картина Сёра, что только подчеркивало сходство их живописной манеры.В отведенное судьбой время Сёра завершил еще четыре крупных картины: «Натурщицы», «Парад», «Канкан» и «Цирк». В этих последних работах (1886—1991) Сёра опирался на теории художественного критика Шарля Анри относительно значения и выразительности линий, цвета и тона.
Камиль Писсаро. Украшающее цветами Сливовое Дерево. 1894 год.
Благодарим за посещение художественного сайта. Дорогие посетители, оставляйте комментарии на понравившуюся вам тему.