ART статьи: кубизм

Познакомьтесь с кубизмом как новым способом построения композиции в живописи и попытайтесь создать собственное произведение в стиле Пикассо и Брака.

Начало XX в. было ознамено­вано большими переменами в мире искусства. В то время импрессионисты еще были в моде, но влияние на молодых художни­ков оказывали уже иные мастера — Поль Гоген (1848—1903), Винсент Ван Гог (1853—1890), Жорж Сёра (1859—1891) и Поль Сезанн (1839— 1906). Каждый из них стремился создать свой неповторимый стиль видения и подхода к живописи.

Реакцией на достаточно спон­танный импрессионистский под­ход «передачи момента» было же­лание снова установить в живопи­си порядок, структуру и контроль. Одним из первых эту идею вопло­тил в своих работах Поль Сезанн.

Поль Сезанн — Натюрморт с кувшином и драпировкой (1893-1894)
продана за 60.2 млн. долларов в 1999 году

Поль Сезанн, руководствуясь выдви­нутой импрессионистами теорией передачи изменчивого изображения посредством света и цвета, он уделял не меньшее внимание самим формам предметов и их весомости. Сезанн стремился сделать нечто более осяза­емое, передавая в первую очередь пространственную структуру предме­тов. Он достигал этого направленны­ми мазками и вариациями интенсив­ности цвета и тона, а не традицион­ной передачей перспективы. Кроме того, Сезанн усилил структурное рав­новесие отдельных элементов своих работ, руководствуясь классическим подходом к композиции.

Именно Сезанн рекомендовал ученикам трактовать натуру по­средством форм цилиндра, шара и конуса. Он считал, что художник должен одновременно комбиниро­вать цвет и тон, а не наносить сна­чала локальные цвета и только по­сле этого их прорабатывая выстраивать.

Эти идеи, подхваченные Пабло Пикассо (1881 — 1973) и Жоржем Браком (1882-1963), легли в осно­ву концепции кубизма.

Жорж Брак. Натюрморт со скрипкой и кувшином. 1909-1910 гг. Художественный музей. Базель.
117 x 73.5 см, Масло, холст.

Несколько плоскостных изображений накладываются друг на друга, придавая прозрачность картине Жоржа Брака «На­тюрморт со скрипкой и кувшином» (1910). Слегка приглушенные цвета характерны для аналитического периода кубизма.

Новое виденье

Хотя куб так и не нашел отражения в теории и картинах Поля Сезанна, он одним из первых отметил, что геометрические фигуры подчерки­вают устойчивость предметного ми­ра. Посредством анализа форм Пи­кассо и Брак изображали предмет­ный мир в собственном оригинальном ключе. Разру­шая внешнюю форму пред­метов, они обозначали их «скелеты» и использовали одновременно несколько точек зрения. В результа­те объект распадался на мелкие фрагменты, ко­торые отделялись друг от друга и создавали из узнаваемых нами частей новое целое в зависимости от угла зрения. Цвета исполь­зовались в основном приглушенные, и эта стадия, известная как «аналитический ку­бизм», продолжалась с 1909 по 1912 гг. Основ­ной упор делался на стру­ктуре и упорядоченности композиции.

Новаторский подход кубиз­ма заключался в том, что Пи­кассо и Брак создавали нечто но­вое, основывая свои работы на про­стом натюрморте или обычном портрете. «Я изображаю предметы согласно моему внутреннему пред­ставлению о них, — объяснял Пикас­со, — а не такими, какими я их ви­жу в реальности». Брак и Пикассо находились под сильным влиянием африканской скульптуры, в которой человеческая форма представлена упрощенными элементами.

После 1912 г. художники-куби­сты в своих работах начинают ис­пользовать фрагменты «реального» мира, к примеру, клочки обоев, бу­квы, вырезанные из газет, и не­большие кусочки тонкой фанеры, которые приклеивались на поверх­ность холста — так появились их первые коллажные картины. Раз­личные кусочки и элементы ис­пользовались одновременно для оживления поверхности полотна и придания дополнительных смы­слов картине. Эта стадия направления получи­ла название «синтетический ку­бизм». Теперь вместо членения предметов Пикассо объединяет элементы реального мира, создавая общую картину.

К течению кубизма принадлежа­ли такие популярные в наши дни художники, как Фернан Леже (1881-1955), Хуан Грис (1887— 1927), Альбер Глез (1881-1953) и Жан Метценже (1883—1956). Осно­вываясь на основных постулатах кубизма, каждый из них создал собственный неповторимый стиль.

роспись квартиры, нарисовать на стене картину
Фернан Леже «Строители и куст алоэ». Фрагмент. Гобелен. Экспонент: Jane Kahan Gallery (США)

Экспериментируйте.

Построение композиции в кубизме:

Чтобы лучше понять технику кубистов, по пробуйте провести сами несколько экспериментов и построить собственную ком­позицию в этом стиле.

►            Техника наложения изображений. Для этого упражнения подойдут предметы, которые состоят из простых геометриче­ских форм: к примеру, электрический утюг, ведро или настольная лампа. Снача­ла нарисуйте предмет таким, каким вы его видите (А). Поставив этот же предмет вертикально или перевернув его верх дном, нарисуйте новые изображения (В и С) поверх старого (А). Можете заштрихо­вать пересекающиеся участки или затем­нить некоторые контуры.

►            Натюрморт с разных точек зрения. Установите на стол три или четыре предмета, которые любили изображать в своих работах кубисты, — к примеру, бутылку, банку и газету, — и нарисуйте натюрморт. После этого, не передвигая предметы, выберите дру­гую точку зрения и снова нарисуйте композицию на том же листе. По мере продвиже­ния работы рисунок будет усложняться, и вам придется выбирать, что именно вклю­чить в композицию и куда поместить новое изображение объекта.

►            Сложный коллаж. На листе формата АЗ сделайте три-четыре отдельных рисунка од­ного и того же натюрморта под разными углами зрения, как в предыдущем упражне­нии. Завершив работу, поверните бумагу лицевой стороной вниз и наугад разрежьте лист на множество кусочков прямоугольной формы. Переверните эти кусочки, сложи­те их в композицию и наклейте на бумагу формата А2. Добавьте в коллаж несколько «реальных» предметов, например фрагменты газет с подходящими буквами. Таким об­разом, у вас получится коллаж в стиле «синтетического кубизма».

Добавить комментарий