Искажения в живописи
Умышленные искажения натуры применяются художниками для создания более экспрессивнойу выразительной картины. Эти искажения могут быть волнующими или смешными, но они всегда наталкивают зрителя на размышления.
У изобразительного искусства много целей, и одна из них — заставить зрителя увидеть знакомые вещи иначе — глазами художника, а не своими собственными. Искажение натуры — один из способов достижения этой цели.
Леонардо да Винчи (1452—1519) однажды сказал, что между точным изображением лица и карикатурой пролегает очень тонкая грань. Многие его портреты не так уж далеко ушли от работ современных аниматоров: на них характерные черты лица — нос, подбородок и т. д. — умышленно преувеличены, чтобы персонаж узнавали почти мгновенно. Художники, применяющие данную технику, не просто передают то, что видят, но пропускают образ через себя.
Часто из этого получается особый стиль, который помогает узнать произведение определенного художника. К примеру, стиль голландца Ван Гога (1853—1890) можно узнать по преувеличенным характерным ярким цветам, высокой линии горизонта и корпусным закрученным мазкам в виде языков пламени.
В конце XIX в. символисты отвергли правило импрессионистов правдиво изображать природу и стали использовать для выражения своих идей различные придуманные образы и формы.
Образы сюрреалистов
Еще одна цель изобразительного искусства — смутить зрителя. Например, сюрреалисты писали картины, на которых искажение предметов было в порядке вещей.
► Фигуры на картине Густава Климта (1862-1918) «Три возраста женщины» (1905) показаны в неестественных позах, чтобы они могли уместиться на вертикальной декоративной панели.
Некоторые из этих полотен являлись фантазией от начала до конца, другие представляли образы подсознания и походили на сновидения.
На картинах Сальвадора Дали (1904—1989) образы легко узнаваемы, но знакомые предметы помешены в необычный контекст и потому представляются искаженными. В работе «Постоянство памяти» (1931) он берет привычный объект — металлические карманные часы — и искажает их, заставляя мягко стекать с ветки дерева, словно они жидкие. Образы подобного рода вызывают различные эмоции — от удивления до отвращения, но игнорировать их не удается.
Право художника
Художник сам выбирает, что ему изображать на картине. Так же, как приемлемо убрать из композиции телеграфный столб, мешающий красоте пейзажа, искажения допускаются, чтобы достичь желаемого эффекта.
Раньше это часто применяли придворные художники, изображая ка- кую-нибудь невзрачную королеву или принцессу более привлекательной при помощи небольших искажений — к примеру, уменьшая большой нос. Таким образом художник улучшал внешность, но портрет все- таки походил на оригинал.
Если раньше в своих работах вы не применяли искажений, лучше приступать к ним с определенной осторожностью. Поэкспериментируйте с искажениями, проделав следующие эксперименты, которые могут принести удивительные и волнующие результаты.
Экспериментируйте
• Напишите автопортрет с отражения на выпуклой блестящей поверхности большой серебряной или хромированной ложки. Пока будете писать портрет, держите ложку в свободной руке. Отражение при этом останется похожим на вас, но черты лица будут приплюснуты или вытянуты в зависимости от кривизны поверхности.
• Впечатление от искаженного автопортрета стоит того, чтобы попробовать его написать. Возможно, вы бессознательно добавите эмоциональный элемент, придавая чертам лица ощущение грусти, злости или комичности. Чаще всего это удается сделать при помощи глаз, которые являются наиболее выразительной частью лица. Находясь в центре искаженного портрета, они будут оказывать на зрителя очень большое воздействие.
• Также можно написать натюрморт, отраженный в супнице или чайнике. Сделать это намного проще, потому что искажение предметов будет проходить в основном по горизонтали.
Применение искажений
С середины XIX в. искажение стало применяться очень широко для увеличения силы образа. Сюрреалист Рене Магритт (1898-1967) написал зеленое яблоко, которое занимает на картине всю комнату. Что имелось в виду — большое яблоко, маленькая комната или это была попытка странным образом сочетать два элемента композиции?
Кубисты Жорж Брак (1882—1963) и Пабло Пикассо (1881-1973) часто изображали объекты так, что можно было сразу увидеть все поверхности. Однако важно, чтобы эти предметы были хорошо знакомы зрителю, иначе он не поймет, что художник хотел показать при помощи сложного искажения.
В антифашистской картине «Герника» (1937) Пикассо специально искажает все элементы композиции, чтобы выразить свое отвращение к гражданской войне в Испании, но при этом все элементы композиции остаются узнаваемыми.
Искусство экспрессионистов тоже основывается на искажениях. С помощью слишком ярких цветов они вызывали у зрителей сильные эмоции. На картине «Крик» (1893) норвежского живописца и графика Эдварда Мунка (1863-1944) создается ощущение, что даже небо испытывает боль, поскольку форма мазков, обозначающих облака, перекликается с лицом неправильной формы кричащего человека. В 30-е гг. XX в. германские экспрессионисты вызвали гнев публики тем, что атаковали эмоции зрителей «уродцами». Это применимо и к работам Френсиса Бэкона (1909—1992), который часто показывал людей в неестественных, искаженных позах.
Британская эксцентричность
Намеренно преувеличивая образ, художник может увести зрителя от окружающей реальности в другой мир, который тоже выглядит реальным, но при этом совершенно незнаком. Английский художник Стэнли Спенсер (1891—1959), родившийся в Кукхеме, черпал вдохновение в христианской вере. На многих его картинах сельские жители показаны в современных версиях традиционных религиозных сюжетов: например, «Воскрешение» (1924—1926). На этой картине фигуры изображены такими надутыми, что кажется, будто они вот- вот взлетят в небо.
Хотя Спенсер не стремился к намеренному искажению, такие примеры вызывают у зрителя любопытство. Популярная современная художница Верил Кук (1926) изображает людей невероятно толстыми, чтобы они выглядели смешнее.
Искажение характерно и для работ многих других британских художников, начиная от Уильяма Блейка до Грема Сазерленда и Генри Мура. Стиль каждого из них базируется на сильном индивидуалистическом видении окружающего мира.
Технические причины искажения
Если картина больше изображаемого объекта, то художник может посчитать целесообразным исказить форму, положение предметов или же пространство между ними в угоду композиции. Например, когда Томас Гейнсборо (1727—1788) писал портрет высотой 3 метра, он ставил зрителя на ящик, чтобы перспектива картины правильно соотносилась с его точкой зрения. Искажение того, что мы видим, ради создания правильного впечатления — очень полезный композиционный прием.