ART статьи: истоки импрессионизма

Истоки импрессионизма

Это сейчас импрессионизм считается одним из самых популярных течений, но в свое время художников-импрессионистов причисляли к бунтарям и выскочкам.

Из всех течений живописи, возможно, импрессионизм оказался самым популярным. А все потому, что импрессионисты искали и находили радикально но­вые способы отражения действи­тельности.

Отвергая приглушенные оттенки и застывшие сюжеты, характерные для традиционной живописи, они использовали яркие цвета и пол­ные оптимизма резкие, стреми­тельные отдельные мазки, переда­ющие игру света. Они изображали современную парижскую жизнь — обычные шумные улицы и безза­ботные пикники парижан на по­бережье.

Самым существенным оказалось то, что они писали принципиально с натуры на открытом воздухе, на­блюдая при этом мимолетные из­менения световоздушной среды и спеша запечатлеть их на полотне.

Истоки импрессионизма следует искать в начале XIX в., когда Дж. М. У. Тёрнер (1775-1851) и Джон Констебл (1776—1837) в Ан­глии, а Камиль Коро (1796-1875) и Гюстав Курбе (1819—1877) во Франции, работая на пленэре, нача­ли развивать новую технику нало­жения цветов. Однако они еще про­должали доводить свои полотна до совершенства в мастерской.

Дж. М. У. Тёрнер. Аббатство Tintern,  1820

Продолжателями борьбы за свобо­ду в живописи стали представители нового поколения художников па­рижской школы — Эдуар Мане (1832—1883), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917) и Клод Моне (1840—1926).

Эдгар Дега. красные танцовщицы. 1884

Нарушение импрессионистами су­ществующих канонов живописи привело к серьезному конфликту, с очень консервативной Французской академией. Этот влиятельный инсти­тут строго контролировал сюжеты картин и технику нанесения масля­ных красок. Приемлемыми счита­лись только религиозные и героиче­ские сюжеты, а цвета должны были быть тщательно подобраны и поло­жены только в том стиле, который признавала академия.

Первая выставка импрессионистов

Пьер Огюст Ренуар на своем полотне «Торс, эффект солнечного света» (1875- 1876) использует два типа мазков — длинные размашистые для фона и более короткие и плотные для изображения человеческой фигуры.

 Пьер Огюст Ренуар  «Торс, эффект солнечного света» 1875

Разочарованные тем, что их работы не были приняты в официальный Са­лон, где члены Французской акаде­мии проводили свои ежегодные вы­ставки, художники-импрессионисты в 1874 г. организовали свою первую независимую выставку. Это был громкий провал. Публика того вре­мени, привыкшая к сюжетно завер­шенным работам с «внутренним со­держанием», была потрясена и озада­чена картинами, складывающимися из нагромождения ярких точек и от­личающимися нетрадиционно про­стыми сюжетами.

Небольшое полотно Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» стало для одного враждебно настроенного критика символом всей выставки, которую он презрительно заклей­мил «импрессионизм», подразуме­вая под этим нечто грубое и неза­конченное. Термин закрепился и в конечном итоге был принят самими художниками как отражающий их основную задачу — передавать пер­вое впечатление от увиденного.

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»1872. Музей Мармоттан, Париж

Назад к природе

Несмотря на враждебность, с кото­рой их встретили, импрессионисты не собирались отступать. Они созда­вали свои пейзажи прямо с натуры, выбирая открытые, красивые места. На их полотнах зачастую вовсе не было теней, а если и были, то худож­ники наполняли их отраженным све­том — цветовыми рефлексами, кото­рые казались лишь незначительно темнее освещенных солнцем облас­тей. Вода и снег, способные отра­жать цвета неба и окружающих предметов, были излюбленными объектами импрессионистов. Стремясь передать движение об­лаков, легкую рябь на воде, траву на ветру и пестроту теней, они исполь­зовали технику нанесения энергич­ными отдельными мазками чистых цветов, смешивающихся оптически в глазу зрителя.

Отдельные мазки

Мазки импрессионистов, казалось, дышали светом, придавая пейза­жам восхитительную свежесть и не­посредственность. Художники час­то использовали почти сухие цвета, смешанные с большим количест­вом белил, получая при этом блед­ные, пастельные тона, которые идеально подходили для передачи бликов и рефлексов в природе.

Для передачи мимолетных изме­нений световоздушной среды очень большое значение имеет скорость работы живописца, поэтому им­прессионисты предпочитали рабо­тать на маленьких холстах. Отвергая традиционную технику живописи маслом на тонированной основе, они предпочитали писать на белом холсте или грунтовке белого цвета, поскольку они лучше всего отража­ют свет, увеличивая яркость цветов.

Если тонированная грунтовка и использовалась, то как цвет, эконо­мя таким образом драгоценное вре­мя. Грунтовка в некоторых местах либо совсем не закрашивалась, ли­бо сильно просвечивала сквозь тон­кий слой краски. Молочного цвета грунтовка, видная сквозь написан­ное легкими размашистыми мазка­ми голубое небо и белые облака, со­здает впечатление яркого летнего неба.

Живые вибрирующие цвета

Импрессионисты были потрясены научными открытиями о природе света и цвета, сделанными химиком Эженом Шеврёлем (1786-1889). Он открыл законы одновременного и последовательного контрастов, по которым какой-либо цвет будет ка­заться более ярким, если он распо­ложен рядом со своим дополнитель­ным цветом, и что предмет любого цвета отбрасывает тень, окрашен­ную своим дополнительным цве­том.

Он обнаружил, что расположен­ные рядом точки чистых цветов оп­тически смешиваются с образова­нием в глазу зрителя производных цветов. Поэтому импрессионисты писали траву отдельными мазками желтого и синего, которые смешива­лись оптически и воспринимались зрителем как зеленый тон — более яркий, чем просто зеленый цвет.

Непонятым в свое время импресси­онистам пришлось вынести немало лишений. В 1860-х и 1870-х гг. состоя­тельный поклонник живописи им­прессионистов и сам художник этого направления Гюстав Кайботт (1848— 1894) был одним из немногих, кто по­купал их картины и поддерживал ма­териально.

Оставленное наследие

Тем не менее к 1890-м гг. импрессио­низм стал общепризнанным направ­лением в живописи, и его влияние ощущается до сегодняшнего дня. Бросив вызов канонам традицион­ной живописи, импрессионисты вдохновили последующих художни­ков на борьбу с любыми границами, навязанными извне, проложив тем самым путь к новым эксперимен­тальным стилям живописи XX в.

Учитесь у природы

Картина Клода Моне «Вокзал Сен- Лазар» (1877) иллюстрирует привержен­ность импрессионистов к воспеванию простой городской жизни и световоз­душных изменений.

Клод Моне «Вокзал Сен- Лазар» в Париже. 1877

Одно из самых значительных дости­жений импрессионистов состоит в том, что они наглядно продемонстрировали преимущество живописи на пленэре. Если вы начинающий художник, вам, конечно, подойдет что попроще — копировать работы известных мастеров, срисовывать с фотографий и выполнять пошаго­вые упражнения. Но вы получите гораздо большее удовольствие, рисуя с натуры.

Экспериментируйте

Если вы еще не пробовали рабо­тать на пленэре, почему бы не на­чать с небольшого пейзажа? Под­ражая импрессионистам, наклады­вайте только те цвета, которые вы действительно видите, а не те, кото­рые «должны» быть по определен­ным канонам. Поначалу это пока­жется сложнее, чем рисунок по фо­тографии, но вы испытаете истинное наслаждение от работы, и ваша картина будет выглядеть свежей и живой.

Добавить комментарий